Медицинский бизнес Москвы погрузился в экономический кризис 22.08.2009
По утверждению руководителей частных медицинских центров, за последние несколько месяцев объемы платных медицинских услуг упали на 30 – 60%.
Причин сложившегося положения три. Первая – это снижение платежеспособного спроса. Так, по опросам предпринимателей во всех сферах бизнеса 59% называют именно эту причину (опрос проводится Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы). Вторая – падение на 30 - 40% рынка добровольного медицинского страхования. В условиях экономического кризиса, большинство предприятий сократило свои затраты именно за счет социального пакета. Третья – повышение активности правительства в декларировании необходимости улучшения состояния здравоохранения, то есть от государственной системы здравоохранения общество ожидает роста качества, доступности и результативности медицинской помощи.
Так, по данным Центра стратегических исследований ОАО "Росгосстрах", в начале 2007 г. жители крупных и средних российских городов считали приемлемыми годовые расходы на врачей и лекарства в размере около 31 тыс. руб. на семью, а весной 2008 г. они были готовы затратить на эти цели лишь 9 тыс. руб.
Проблемы частного рынка медицинских услуг не являются личными проблемами конкретного предпринимателя, о чем государство совершенно не хочет задумываться. Они гораздо шире: частные расходы составляют 41% от общих расходов на здравоохранение, что является довольно большой величиной в сравнении со странами ЕС, где этот показатель равнялся в 2004 г. 25%.
Тем не менее, малые и средние предприятия в сфере охраны здоровья не вошли в перечень приоритетных направлений развития предпринимательства в Москве. И, следовательно, не могут рассчитывать на государственную поддержку. Интересно, что столичные власти делают ставку на развитие предприятий в сфере торговли и операций с недвижимым имуществом. При этом полагая, что обеспечат доступную и качественную медицинскую помощь силами муниципальных учреждений.
Как показало исследование Discovery research group 2007 г., 85% респондентов из Москвы обращаются в платные медицинские центры из-за высокого качества оказываемых услуг. А для 75% опрошенных основным мотивом обращения служит уровень сервиса в них. Более половины респондентов обращаются к платным услугам из-за высокой скорости обслуживания (57%), а также потому, что не имеют возможности получать необходимое медицинское обслуживание бесплатно (54%). Согласно данным исследования Центра стратегических исследований ОАО "Росгосстрах" в 2008 г., главные причины недовольства качеством медицинского обслуживания - это большие очереди, трудности при записи к специалистам и низкая квалификация врачей. За последние полтора года уровень удовлетворенности качеством обслуживания снизился: доля недовольных очередями, низкой квалификацией и недоступностью врачей заметно увеличилась по сравнению с началом 2007 г. Сомнительно, что в ближайшие годы муниципальные службы смогут решить все проблемы.
Как сегодня обстоят дела в частной медицине? Многие сетевые платные поликлиники сократили количество филиалов, то есть перестали быть сетевыми. Снижается качество медицинской помощи за счет отказа от закупок современной медицинской техники, а также сокращения медицинского персонала. Остро стоит проблема оплаты труда высококлассных специалистов. Плохо заполняются коммерческие койки в стационарах. Страховые компании, работающие в системе добровольного медицинского страхования, неохотно оплачивают оказанные медицинские услуги, требуют снижения тарифов. Например, вызов платной скорой медицинской помощи по ценам ДМС в некоторых случаях упал до 2000 рублей, против 4000 рублей в прошлом году. Новая цена оказалась ниже себестоимости данной услуги. Заметим, что муниципальная скорая помощь финансируется из расчета 4 – 5 тыс. рублей за 1 вызов. Более того, если раньше перевозка больных из платной поликлиники осуществлялась силами коммерческих служб скорой помощи, то сегодня страховщики настаивают на вызове муниципальной. Обладатель полиса ОМС сегодня практически лишен возможности не только вызвать платную скорую (вызовы теперь принимаются через диспетчерские пульты самих страховых компаний), но и госпитализироваться на коммерческую койку. Таким образом, кроме снижения тарифов, резко снизился и объем заказов по добровольному медицинскому страхованию. И в убытке здесь оказываются не только малые предприятия, но и многопрофильные больницы различных ведомств.
На фоне падения реализации медицинских услуг, увеличились затраты на их оказание. Так, традиционно из года в год ужесточаются лицензионные требования. Вводятся новые стандарты оснащения медицинской техникой и оборудованием. Предприниматель оказывается в совершенно невыгодном положении: доходы падают – затраты растут. А больные, заплатив деньги, ожидают зримого позитивного результата от оплаченного лечения.
Как следствие всего этого, эксперты НП "Московский центр развития предпринимательства" ожидают снижение инвестиций в частную медицину на 30 – 50% до 2012 года. Понятно, что никто не будет вкладывать деньги в малоликвидные активы, которыми являются дорогостоящая медицинская техника и оборудование. В случае неудачи, кто это все купит?
Что мы потеряем в случае полного развала частной медицины? Как указывалось выше – 41% медицинской помощи. И это главное. Кроме того – рабочие места. Известно, что малые предприятия в здравоохранении лидируют по количеству работающих в каждой организации. Кроме того, при выполнении подчас бестолковых предписаний контролирующих органов, медицинский бизнес дает работу и деньги совершенно бесполезным организациям, которые непременно умрут вместе с медицинскими.
И еще мы потеряем уверенность в том, что хотя бы за деньги, но все же хоть кто-нибудь сможет нам помочь в, казалось бы, безвыходной ситуации.
Читайте по теме:
Какие все же сегодня медицинские услуги: платные или бесплатные?
Объем платных медицинских услуг неуклонно растет. Вместе с обещаниями социальных гарантий
Платные медицинские услуги: «съест» ли государственная медицина частную?
Комментариев пока нет. Станьте первым, кто оставит комментарий