Здоровье и безопасность. Трагедия на Минской улице: виноват алкоголь или государство? 24.09.2012
Ошибочные оценочные суждения и принимаемые на их основании решения на государственном уровне, никоим образом не решат проблему безопасности человека на дороге.
Так, после известного дорожно-транспортного происшествия, происшедшего в минувшую субботу, в котором погибли семь человек (в том числе пятеро подростков), вновь возникли предложения об усилении уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде. И никто, ни в правительстве, ни в парламенте не удосужился рассмотреть на примере данного ДТП целый пласт проблем, который приводит к таким тяжким последствиям.
Проблема первая, о которой все говорят – пьяный за рулем.
Здесь нужно отметить, что европейский порог в 0,5 промилле соответствует медицинской науке и практике. Поскольку в данном случае речь идет не об опьянении, при котором этот показатель значительно выше, а о нетрезвости. Законодатель, устанавливая нулевую норму, противоречит сам себе: административный и уголовный кодексы содержат нормы, указывающие именно на опьянение, но никак не на нетрезвость. В этом плане законы требуют уточнения.
Что касается нулевой нормы, то это есть ничто иное как борьба с собственным народом. Еще в 1967 году были изучены показатели влияния алкоголя на организм. Так, было установлено, что содержание в 0,3 промилле практически никак не влияет на человека. Не говоря уже о более низких показателях, которые могут быть естественным фоном в организме.
По данным ННЦ наркологии Минздрава России, собственно алкогольное опьянение наступает при концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе от 0,8 промилле. Именно тогда можно говорить о легкой степени опьянения: чувство эйфории, ослабление внимания. Поэтому заявление о том, что арестованный в настоящее время виновник ДТП на Минской улице Александр Максимов находился в состоянии тяжелого алкогольного опьянения беспочвенно: содержание алкоголя составило 1,55 промилле.
И причиной аварии на самом деле была огромная скорость движения (около 190 км/час).
Проблема вторая – гонки по городам.
Вот здесь, пожалуй, кроется секрет всех бед на дорогах. Безнаказанная езда на огромной скорости приводит к тяжелейшим последствиям. А гонки по ночному городу - нынче модное увлечение.
Ни один опытный водитель никогда даже по ночному безлюдному населенному пункту не поедет со скоростью выше 80 – 90 км/час.
А что мы имеем в плане наказания за превышение скорости? Максимально, при превышении более чем на 60 км/час (а в городских условиях это уже 120 км/час, фактически недопустимая скорость), штраф до 2500 рублей или лишение права управления до 6 месяцев. Всего-навсего. А именно скорость – самая большая опасность на дорогах. И именно за такие нарушения следует ужесточать наказание, вплоть до конфискации автомобиля (или наложения запрета на эксплуатацию).
Проблема третья – подготовка водителей и торговля водительскими удостоверениями.
Давно пора вернуться к советским программам, которые предусматривали изучение устройства автомобиля. Получив такие знания в полном объеме, никакая дама за рулем уже не перепутает педаль газа с педалью тормоза. А далее практическая подготовка и изучение ПДД. Не менее 3 – 4 месяцев.
К слову, необходимо вернуться к хорошо забытому старому: разделить подготовку водителей для управления личным автотранспортом и для работы по найму. И исчислять стаж вождения только последним, так как у «частника» его определить практически невозможно.
Помните как раньше полагалось во время экзамена парковать машину у бордюра? Расстояние от 3 до 10 см, при этом, разница между передним и задним колесом не должна была превышать 1 см. Где сегодня эти требования? Кому работники ГИБДД, принимающие экзамены, выдают водительские удостоверения? На все один ответ: коррупция.
Выгодно не только недобросовестным сотрудникам ГИБДД, но и автопроизводителям, и дилерам, продающим иномарки. В итоге – гибнут тысячи людей.
А решение простое. Современные технические средства, которые следует установить в каждом автомобиле, используемом для сдачи экзаменов, вполне позволяют проконтролировать все действия удаленному оператору, которому взятку дать очень сложно. И подтверждать сдачу экзамена должны два сотрудника ГИБДД: тот, кто был рядом с кандидатом в водители, и тот, кто наблюдал за всем происходящим сидя за компьютером.
Кстати, самое серьезное отношение к экзаменам по практическому вождению не только повысит уровень подготовки водителей, но и реально уменьшит количество выдаваемых водительских удостоверений. А тут и вечная проблема автомобильных «пробок» сразу ослабнет.
Проблема четвертая – допуск водителя к управлению транспортным средством.
Сегодня получить водительскую справку не сложнее, чем больничный лист. Почему не используется обширная база данных психоневрологических и наркологических диспансеров, ФСКН и других служб?
Проблема пятая – инженерно-техническая.
Мэр Москвы Сергей Собянин ухлопал немалую сумму бюджетных средств на бестолковую затею с выделенными полосами. А вот обеспечить безопасность пассажиров, ожидающих транспорт на остановках, никто не удосужился. Происшествия с гибелью людей на остановках общественного транспорта происходят регулярно. Однако власти не предпринимают абсолютно никаких мер.
Неужели так сложно, скажем, увеличить высоту бордюрного камня в районе посадки пассажиров сантиметров до 30 – 50? Примерно вровень с площадкой в автобусе. Это будет удобно пассажирам, и увеличит их безопасность: далеко не каждый легковой автомобиль сможет преодолеть такое препятствие.
Остановочные павильоны в Москве очень дорогие, при этом абсолютно не функциональны. Они не в состоянии защитить пассажиров не то что от удара легкового автомобиля, на даже от дождя и ветра. Понятно, что их давно пора менять на хорошие и надежные конструкции. И обязательно предусмотреть эваковыходы, если павильон будет полузакрытым.
А пока звучат лишь предложения об очередном усилении уголовной ответственности. То есть опять планируется все свалить на граждан, вместо решения системных проблем, которыми должно заниматься государство.
Читайте по теме:
Здоровье и безопасность: несмотря на принимаемые меры, аварийность на дорогах будет расти
Комментарии: