Борьба с наркоманами или с больными? 03.11.2012
Вопросы, поставленные в СМИ по случаю 5-летия образования Государственного антинаркотического комитета, всколыхнули общественность. Все тут же вспомнили проблемы, связанные с покупкой обезболивающих и противокашлевых препаратов с кодеином. Адекватной альтернативы им нет, а за рецептом нужно очередь отстоять. Да и врачи не жалеют лишний раз связываться с выпиской учетных препаратов.
Деятельность ФСКН (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков), она же Государственный антинаркотический комитет, создала препятствия и для оказания скорой медицинской помощи. Далеко не все небольшие подстанции ни материально, ни технически не могут выполнить обязательные требования по хранению даже минимального суточного запаса наркотических анальгетиков.
Приводим ниже мнение практикующего врача-психиатра, кстати, работающего в муниципальном учреждении здравоохранения.
Наркомания - страшная беда, посетившая многие семьи. К сожалению, многие молодые люди одурманиваются не только героином, кокаином, гашишем, марихуаной, но и вполне безобидными препаратами - реланиумом, реладормом, различными стимуляторами и другими психотропными препаратами. Борьбой с этим злом заниматься необходимо, и ограничивать оборот психотропных веществ также надо, но не нужно превращать в ад жизнь больных психическими заболеваниями.
Есть такое заболевание – шизофрения. Люди, страдающие им, нуждаются не только в назначении нейролептиков, но и корректоров побочных эффектов нейролептической терапии. Одним из таких корректоров является циклодол. Но, к сожалению, больной шизофрений не всегда может получить этот препарат в достаточном количестве по рецепту врача. Мешают искусственные барьеры, созданные борцами с наркоманами. Психиатры, боясь обвинений в избыточном выписывании препарата, ограничивают его количество для каждого больного. А циклодолом, кстати, уже давно не злоупотребляют: есть более веселые и доступные вещества.
Ситуация с реланиумом другая. Этот препарат часто используется в наркологии для купирования алкогольного абстинентного синдрома. Действительно, алкоголику, который решил прервать запой, очень плохо - сердце колотится, страх одолевает, да еще что-то толи слышится, толи мерещится. Страшно, в общем, и плохо. А лекарство вот оно - водка родная, как выпьешь, так и не страхов нет, и сердце успокаивается, да и мерещится перестает. Как тут не полечиться-то? Вот и длятся запои по нескольку месяцев.
Реланиум так же как и водка убирает страх, успокаивает сердце, больной становится спокойнее, а позже засыпает. Порой впервые за несколько дней. Наркоманы очень активно злоупотребляют реланиумом, только вот дозы препарата у наркомана и у алкоголика очень отличаются. Если для алкоголика хватает 1-2 ампулы, то для наркомана в 10 раз больше.
К сожалению, очень многие препараты, которые используются в психиатрии, теперь подлежат выписыванию на специальных рецептах. Это создает массу трудностей. Достаточно сложно теперь лечить панические и тревожные состояния – практически все больные этого профиля нуждаются в назначении успокаивающих препаратов – транквилизаторов, которые относятся к «запрещенным» лекарствам. Больные шизофренией очень часто плохо спят, и иногда в качестве снотворного приходится назначать азалептин. Самое интересное, что препараты той же группы (атипичные нейролептики) в Москве можно купить в аптеках совершенно свободно, например рисполепт, зелдокс, зипрексу. Они, так же как и азалептин, не используются для одурманивания, нет у них эйфоризирующего эффекта. Но более дорогие препараты (стоимостью несколько тысяч рублей) купить свободно можно, а простой, дешевый, но очень эффективный азалептин - нет. Зачем это? Чтобы больше покупали зипрексу по 5 тысяч рублей или Зелдокс по 3,5 тысячи, вместо азалептина по 100 рублей?
Правильно ли ввели ограничения на оборот наркотиков и психотропов? Наверное, да. Только вот больные пострадали. Врачи, не желая мучиться с доказыванием людям без медицинского образования и в погонах необходимость введения именно этого препарата и именно в этой дозе, стали заменять его тем, что есть в свободном доступе. Быть обвиненным в незаконном обороте психоактивных веществ никто не хочет: это и время, и деньги, потраченные на адвокатов, и репутационные потери.
Если исходить из логики ограничения всего, что одурманивает психику, то в первую очередь, надо запретить продукцию фирмы «Хенкель» - знаменитый клей «Момент», а потом приостановить деятельность всего нефтегазового комплекса - парами бензина тоже есть любители одурманиться. Только вот делать это, конечно, никто не будет, впрочем, как и перекрывать поставки нелегальных наркотиков. Проще же «оторваться» на больных людях – усложнив выдачу циклодола и азалептина. И сдать «красивые» отчеты о проделанной работе.
Вот такое мнение практикующего врача. Об этом же говорят и эксперты. Так, в слаборазвитых странах консервативные движения предлагают карательные способы борьбы с наркоманией. Напомним, что по мнению директора ФСКН Виктора Иванова, перед наркоманами следует ставить жесткий выбор: тюрьма или принудительное лечение. Правда, о методах такого лечения и о том, существует ли оно, чиновник скромно умолчал.
Интересен опыт Нидерландов. Там наркоманов обеспечивают пенсиями по инвалидности от 400 до 1000 € и помещают их в специальные приюты, плата за пребывание в котором составляет примерно 300 €. На оставшиеся деньги наркоманы покупают себе наркотики. Как результат – продолжительность жизни тяжелых крэковых и героиновых наркоманов увеличилась с 48 лет до 60 и более. Так что там, где государство для людей, проблемы решаются.
Не секрет, что в России главным наркотиком является алкоголь. И никаких серьезных запретительных мер в отношении водки не применяется. А может быть все дело в деньгах и личных связях? Такое предположение сделали «Ведомости» от 09.03.2010. Так, по версии издания, в 60-е годы братья Ротенберги вместе с Владимиром Путиным провели вместе спортивную юность и отрочество, занимаясь дзюдо. На сегодня, Ротенберги являются крупнейшими поставщиками труб для «Газпрома» и крупнейшими подрядчиками при строительстве газопроводов. А при чем тут водка? Ответ простой: братья Аркадий и Борис контролируют не менее 11 алкогольных заводов («Ведомости» от 20.04.2009, «Новая газета» от 04.09.2011.), входящих в систему Росспиртпрома. В частности, «Брянскспиртпром», завод «Кристалл», Астраханский ЛВЗ, «Мордовспирт», смоленский «Бахус», Череповецкий ЛВЗ, Ярославский ЛВЗ и другие.
А раз в России все решают огромные деньги, невольно возникает вопрос: ужесточая и ограничивая оборот медицинских препаратов с эйфоризирующим действием, ФСКН не работает ли на руку наркомафии? Понятно, что чем меньше потребление соответствующих лекарственных препаратов, тем больше спрос на самопальные средства.
По официальным данным, в стране ежегодно погибает более 100000 молодых людей вследствие употребления наркотических веществ, несмотря на трату огромных бюджетных средств на содержание Государственного антинаркотического комитета. Поэтому, вместо полицейских методов борьбы, нужно улучшать социально-экономическое положение наших граждан. И почему при социализме так остро не стояла проблема наркомании?
Читайте по теме:
Здоровье и лекарства: что хотел навязать государственный телеканал РТР?
Здоровье: власти имитируют бурную деятельность по борьбе с наркоманией
Комментариев пока нет. Станьте первым, кто оставит комментарий