Перевозка больных – это скорая помощь или такси с грузчиками? 13.05.2010
Новое по теме: скорая помощь такси >>>
Кто конкретно оказывал услуги скорой - такси?
Некоторые коммерческие 'скорые' доигрались в таксистов
К сожалению, не все понимают, что перевозка больного – достаточно ответственный вид медицинской помощи и забывают при этом, что речь идет именно о больном человеке.
Санпросветработа ушла в далекое советское прошлое. Теперь все повально лечатся самостоятельно, благо почти все лекарства отпускают в аптеках без рецепта врача, а сама медицина перешла в разряд разнобытовых услуг.
В немалой степени этому способствуют и недобросовестные медицинские организации, которые больше заинтересованы в получении максимального количества денег с больного, нежели в его выздоровлении. Частные службы платной скорой и неотложной медицинской помощи, которых с каждым годом становится все больше, также оказались на диком рынке.
Разобраться во всем этом и ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы читателей «Новости медицины и общественного здоровья» (НМ) мы попросили Генерального директора компании «Экспресс-Мед» Юлию Иванову (Ю.И.).
НМ: Наиболее частый вопрос – зачем нужен врач при перевозке больного. По мнению большинства, совершенно незачем переплачивать за его услуги, когда достаточно пары грузчиков.
Ю.И.: Для начала хотела бы заметить, что грузчик – это профессия, связанная с перемещением грузов, которые по определению являются перемещаемым (перевозимым, транспортируемым) товаром, тарой, другим предметом. Подобное отношение к своим больным родственникам, по крайней мере, неэтично. Что касается наблюдения врача при транспортировке больного или пострадавшего – это неотъемлемая часть данной медицинской услуги. Не вдаваясь в подробности возможных проблем со здоровьем у лежачих ослабленных больных, приведу пример из практики. У нас был вызов, связанный с доставкой 68-летней больной из квартиры на вокзал для переезда к другим родственникам. Пациентка имела обычный набор хронических заболеваний, типичный для своего возраста, плохо передвигалась и последние лет двадцать не выходила из квартиры. При осмотре врачом перед перевозкой никаких проблем не предвиделось. Переноска в машину скорой помощи также прошла без осложнений. Автомобиль тронулся, и стал выезжать из двора. А тут как раз «лежачий полицейский». Замечу, что эти искусственные неровности доставляют немало боли нашим больным и хлопот медицинскому персоналу. Так получилось и в этот раз. После встряски у больной возникла острая сердечно-сосудистая недостаточность. Понадобилось проведение интенсивной терапии. И как здесь без опытного врача? Мало того, после стабилизации состояния, потребовалась диагностика на предмет острой коронарной патологии и общая оценка риска переезда в поезде, так как больная категорически отказалась от госпитализации и настаивала на том, чтобы ее перенесли в вагон. Хорошо, что у врача был достаточный запас времени проследить за динамикой ее состояния и принять решение о возможности поездки в поезде, которая закончилась благополучно. Этот случай наглядно показывает, что у любого носилочного больного внезапно может развиться состояние, требующее именно врачебного вмешательства. И перевозка таких больных силами санитаров – это просто преступление.
НМ: И все же бывают ли случаи, когда достаточно наблюдения фельдшера? К тому же вся муниципальная перевозка больных осуществляется именно силами фельдшеров.
Ю.И.: Здесь нужно понимать, что муниципальная служба перевозки преимущественно транспортирует ходячих или малоподвижных больных, а платная – носилочных, и зачастую на достаточно большие расстояния. Возможно сопровождение только фельдшером, к примеру, при перевозке больного на восстановительное лечение или на дачу. Но это скорее исключение, чем правило.
НМ: А зачем врачебная помощь умирающему больному, которого везут, скажем, в хоспис?
Ю.И.: Задача скорой помощи состоит в данном случае в транспортировке больного из одного пункта в другой в стабильном состоянии, без ухудшения. Таковы правила и основные принципы работы. А умершими должны заниматься другие службы. Замечу, что присутствие врача в бригаде скорой медицинской помощи – одно из достижений отечественной медицины, и просто так отказываться от этого было бы неправильно.
НМ: Хорошо, но как все-таки сэкономить на перевозке больного?
Ю.И.: Экономить на здоровье – в принципе неправильная постановка вопроса. Вы будете экономить на собственном здоровье, покупая дешевые некачественные продукты? Думаю, нет.
НМ: Другое распространенное мнение заключается в том, что все коммерческие скорые занимаются частным извозом в качестве VIP-такси с мигалками.
Ю.И.: Мне в принципе непонятно, кому выгодно распространять подобного рода слухи. Думаю, это очередные нападки на малый бизнес. Но многие верят тому, что говорят по телевидению: к нам часто стали обращаться за подобного рода незаконными услугами. Многие не понимают всей сложности лицензирования и организации частной скорой медицинской помощи. Проблем и так хватает. Зачем создавать их еще, выполняя такие поездки. Кстати, касательно родственников больных. Многие воспринимают «скорую» как машину сопровождения, и следуют на своих личных автомобилях сзади, пытаясь не отстать от своего больного. Пользуясь случаем, убедительно прошу этого не делать. Сопровождающее лицо должно быть вместе с медицинской бригадой, чтобы не задерживать ее после прибытия на место. У нас очень опытные водители, и догнать их на обычной машине практически невозможно. Кстати, многие любители такого «эскорта» уже заплатили немалые штрафы за нарушение ПДД.
НМ: Хотелось бы уточнить по поводу лицензирования. Для покупки машины скорой помощи и постановки ее на учет со спецсигналами достаточно любой медицинской лицензии?
Ю.И.: Нет, необходима лицензия именно по скорой медицинской помощи.
НМ: Значит, на перевозку больных лицензия не нужна?
Ю.И.: Еще раз замечу, что перевозка больных – это медицинская услуга, и на право ее оказания требуется лицензия. Смотрите ОКВЭД: код 85.14.4 - деятельность учреждений скорой медицинской помощи. Эта группировка включает: деятельность скорой медицинской помощи, перевозку больных санитарно-транспортными средствами.
НМ.: Из всего сказанного получается, что термины «такси для больных» и «медицинское такси» неправомерны?
Ю.И.: Такси - средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счетчику. А мы с вами говорим о медицинской помощи больным. И далеко не всегда больной транспортируется в указанную родственниками точку. Даже при оказании платных медицинских услуг, врач руководствуется прежде всего интересами больного, которые могут отличаться от мнения родственников. Наиболее часто это происходит при оказании скорой психиатрической помощи, когда от врача требуют «уложить» надоевшего больного надолго в психиатрическую больницу, полагая, что за деньги можно все.
НМ.: Один из читателей спрашивает о том, обязана ли скорая транспортировать больных.
Ю.И.: Да, перевозка больного в больницу должна быть выполнена во всех случаях, когда требуется неотложное медицинское вмешательство в условиях стационара. В иных случаях следует делать вызов платной перевозки больных.
НМ.: Какие медицинские услуги Вашей службы наиболее востребованы сегодня?
Ю.И.: Традиционно это перевозка больных по принципу «от койки до койки», а также междугородние перевозки больных, когда требуется доставить больного или пострадавшего на лечение по месту жительства в специализированный стационар. По-прежнему мы выезжаем для проведения лечения и облегчения состояния хронических больных, в том числе онкологических. А сейчас, с наступлением дачного сезона, поступают вызовы в Подмосковье от заболевших москвичей для оказания им неотложной помощи.
Согласно проводимого нами опроса, 72% читателей считают, что есть необходимость в платной скорой и неотложной медицинской помощи, перевозке больных в дополнение к имеющейся муниципальной. То есть большинство за то, чтобы у них был выбор.
Читайте по теме:
В сфере услуг по перевозке больных наступил хаос 1990-х
Таксует ли платная скорая помощь?
Комментарии: